|
О новой системе обращения с ТКО - 26.08.2019
С 2019 года в нашей стране начала действовать новая система обращения с отходами. При этом оставался ряд спорных моментов, которые вызывали вопросы как у региональных операторов, так и у населения. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации был организован специальный семинар, на котором даны все необходимые пояснения по этой теме.
До настоящего времени только 10 субъектов Федерации не перешли на новую систему обращения с ТКО. В остальных региональные операторы выбраны и работают. В случае с Иркутской областью их два – в Зоне 1 («Север») и в Зоне 2 («Юг»). Усть-Илимск относится к Зоне 1, которую обслуживает региональный оператор ООО «Братский полигон ТБО». В нашем городе он выполняет свои функции с помощью местных операторов – ИП Блинников А.Н., ООО «Спецавтосервис» и ООО «Спас», ООО «Стройфирма». Услуга по сбору, транспортировке, утилизации или захоронению ТКО является коммунальной услугой, оказываемой в соответствии с нормативом накопления ТКО (или, в отдельных случаях, по фактическому накоплению). Собственники отходов, то есть физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые их производят, обязаны оплачивать её согласно тарифу.
Тариф и норматив
Тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приангарья устанавливает служба по тарифам Иркутской области. С 1 июля по 31 декабря 2019 года стоимость вывоза и утилизации 1 кубического метра твердых коммунальных отходов для граждан, проживающих в Зоне 1, составляет 605 рублей 62 копейки.
Норматив – это усредненный показатель накопления отходов, который применяется для расчета размера платы за обращение с отходами. Нормативы накопления отходов устанавливаются на региональном уровне и подразделяются по объектам: для домовладений, административных зданий, предприятий торговли и так далее.
Нормативы определяются на основании замеров. При этом в Усть-Илимске замеры проходили в последний раз в 2011 году, и рекомендованный норматив для граждан, проживающих в МКД, составлял 1, 66 кубического метра в год на человека. Однако сейчас во всех территориях региона (за исключением Иркутска, Братска и Ангарского городского округа) для многоквартирных и индивидуальных жилых домах норматив составляет 1, 56 кубического метра в год на человека либо 0, 063 кубического метра на 1 квадратный метр жилой площади. Эти показатели закреплены в приказе министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28 июня 2019 года N 58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области». В настоящее время региональным оператором замеры производятся вновь, затем они будут представлены на рассмотрение и утверждение таким структурам, как Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и служба по тарифам Иркутской области.
С 1 января 2019 года расчет платы в домовладениях нашего города производится по количеству квадратных метров жилого помещения. С 1 января 2020 года будет осуществлен переход на оплату услуги по количеству проживающих (с человека). Как отметили региональные операторы, присутствовавшие на семинаре Минстроя и Минприроды РФ, для них нет принципиальной разницы, какой способ расчета действует: начинать обслуживание проще при расчете с квадратного метра, но в дальнейшем при взыскании задолженности в любом случае приходится работать с гражданами персонально.
Может ли плата за обращение с ТКО осуществляться по фактическому накоплению, а не по нормативу? На сегодня такая возможность предусмотрена для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но только в том случае, если они осуществляют раздельный сбор отходов.
Что такое ТКО?
Немало вопросов возникает по поводу того, что же считать твердыми коммунальными отходами. На семинаре были даны пояснения с конкретными примерами и ссылками на нормативно-правовые акты.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. ТКО включают отходы IV и V класса опасности, то есть малоопасные и практически неопасные отходы.
К ТКО относится и крупногабаритный мусор. Он представляет собой твердые коммунальные отходы, длина, ширина или высота которых превышает 50 сантиметров. К крупногабариту относятся предметы мебели, сантехническое оборудование, бытовая техника, а также доска пола, дверные и оконные блоки. Этот мусор обязан вывозит региональный оператор в рамках тарифа, никакой дополнительной платы для граждан за это не предусматривается. Однако важно складировать отходы в установленных и оборудованных для этого местах – несанкционированных свалок на придомовой территории быть не должно.
Кстати, один и тот же вид отходов может относиться либо не относиться к ТКО в зависимости от того, физическое или юридическое лицо его произвело. Например, принадлежащая гражданину и вышедшая из строя оргтехника относится к крупногабаритным отходам и вывозится региональным оператором. Однако если точно такая же техника принадлежит предприятию или организации, то она будет являться уже отходами собственного производства, на нее собственником должен быть составлен паспорт отходов, произведена утилизация и внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Строительные и иные отходы
Существуют другие виды отходов, которые образуются в жилом секторе, но не входят в норматив накопления ТКО. В первую очередь, к ТКО не относятся строительные отходы - отходы, образующиеся при демонтаже, строительстве, реконструкции либо модернизации ограждающих и несущих конструкций здания – стен и внутриквартирных перегородок (железобетон, кирпич, металл и т.д.), а также инженерных коммуникаций. Для примера: отслужившая свой век ванна или кухонная мойка – это крупногабаритный мусор, который вывозит региональный оператор, а труба водоснабжения – уже строительный мусор, вывоз и утилизацию (захоронение) которого заказчик работ организует и оплачивает самостоятельно при помощи специализированных компаний.
Есть и еще одна категория отходов, которая не относится ни к строительным, ни к твердым коммунальным отходам – например, спиленные деревья или выкорчеванные с корнем кустарники. Утилизация таких отходов производится не в рамках норматива, а заказывается организатором работ дополнительно.
В действующий норматив по обращению с ТКО не включены и такие отходы, как ветви деревьев и кустарников, скошенная трава, собранная листва: их вывоз с придомовых территорий МКД обеспечивается управляющими организациями в рамках тарифа на обслуживание общего имущества. Коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.
В случае, если организуется субботник, организатор должен заключить договор на вывоз отходов. Чаще всего в качестве организатора субботников в нашем городе выступает муниципалитет либо крупные предприятия.
Про мусоропроводы и площадки накопления ТКО
В жилом секторе накопление мусора может производиться на контейнерных площадках и в мусорокамерах. В Усть-Илимске порядка 60% домов оснащены мусоропроводами.
Собственником контейнерной площадки является тот, на чьем земельном участке (находящемся в собственности или арендованном) она находится. Собственник обязан оборудовать площадку контейнерами, содержать её и производить ежедневную уборку самой площадки и территории в радиусе 5 метров от неё. Если площадка размещается на придомовой территории МКД – это общее имущество собственников помещений в доме (домах), и сбор мусора организует управляющая компания (при наличии) за счет средств собственников. Отходы, которые выпали из контейнера при погрузке, а также из мусоровоза при транспортировке, должен убрать региональный оператор.
Что касается частного сектора, то сейчас муниципалитетом организована работа по обеспечению финансированием установки 22 контейнерных площадок, подана заявка в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области на предоставление субсидии для этих целей. Площадки будут располагаться в частном секторе на муниципальной земле и содержаться за счет бюджета города. Это единственная возможность организовать сбор мусора в таких районах – площадки должны располагаться не ближе 20 метров и не далее 100 метров от жилья.
Вне зависимости от того, в каком районе размещаются площадки, они должны быть оборудованы контейнерами в количестве до 5 штук. Рядом с ними либо в другом подходящем месте также должна быть оборудована площадка для сбора крупногабаритного мусора. Возможен и такой вариант, когда контейнерная площадка предусматривает дополнительный отсек для сбора крупногабарита.
Еще один момент, на который необходимо обратить внимание: по санитарным нормам категорически запрещается сброс отходов из мусоропровода на пол мусороприемной камеры, а емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта. Между тем у подъездов многих многоквартирных домов такие емкости стоят постоянно. Гражданам это удобно, но для управляющей организации чревато последствиями вплоть до потери лицензии. Надзор осуществляет две структуры – Служба государственного жилищного надзора и Роспотребнадзор. Рано или поздно жителям придется отказаться от складирования мусора у подъезда. Вместо этого они могут пользоваться мусоропроводом (при наличии) или контейнерными площадками.
Елена Разуваева,
отдел по связям с общественностью Администрации города
Источник:
|
|